Судя по
активно
идущей
дискуссии,
тема
затрагивает
очень многих.
А
действительно,
почему в
среде ИР и ИФ
имеет место
такое
неприятие
женщин с
мечом?
Возражения
можно
отнести к
четырем
категориям:
Прежде
чем перейти к
собственно
рассмотрению
этих
вопросов, я
хотела бы
конкретизировать
понятие «исторической
реконструкции»,
вернее, тех
мероприятий,
которые у нас
в России и
близлежащих
странах в
него входят.
Насколько
мне известно,
мероприятия
типа «living history» (полное
воссоздание
какого-то
сражения или
события) на Viking age и 13-15 века не
проводятся.
Из более
поздних я
слышала про
Бородино.
Возьмем в
качестве
примера
подобных
выездов
Альтинг (проводился
четыре раза),
Тоже Битву (проводилась
два раза) и
фестиваль
Белый Замок,
также
имеющий свои
традиции.
На
первом
Альтинге
была
культурная
программа,
попытка
реконструкции
личных и
родовых/племенных
отношений, а
фактически
ролевая игра
по викингам с
частично
заданным
сюжетом.
Похищение
невесты,
споры,
военные
столкновения
и т.д. На всех
последующих
Альтингах
программа
состояла из
двух пунктов:
битва стенка
на стенку (в
чистом поле,
среди кустов,
защита
прохода и т.д.),
собрание и
пир. То есть о
собственно
реконструкции
речь уже не
идет. Просто
выезд на
природу в
костюмах,
соответствующих
эпохе. Тоже
можно
сказать и о
Битве, где
программа
опять
состояла из
боя стенка на
стенку, не
замутненного
сценарием, и
пира. Попытка
Серебряного
Сокола
разнообразить
развлечения
турниром,
насколько я
знаю, не
удалась.
Прошу
отметить, что
я не даю
оценки,
позитивной
или
негативной,
такому
положению
вещей. Как-то
с ним
пытается
бороться
ассоциация
Гардарика,
посмотрим,
что у нее
выйдет.
Фестиваль же
в Минске к
реконструкции
исторических
событий
относился
еще меньше.
Смеющиеся
тамплиеры в
обнимку с
дамами, а
временами с
бутылками, а
также
большое
количество
дам в
фэнтезийной
синтетике (наравне
с очень
достойными
костюмами)
впечатления
погружения в
эпоху не
производили.
Разумеется,
моя оценка
субъективна,
прошу не
обижаться.
Так вот,
возвращаясь
к теме, что
могут делать
дамы на
Альтинге,
кроме как
готовить еду
и
фотографировать?
Какое
развлечение
можно им
предоставить?
Ведь вся ИР и
ИФ для
подавляющего
большинства
людей (кроме
историков и
археологов)
является
увлечением,
от которого
ждут
положительных
эмоций.
Виноваты ли
женщины в том,
что
единственная
сторона
жизни,
которой
уделяется
значительное
внимание, это
сражения? Да,
вышивать
зимними
вечерами
костюмы
хорошо, но
хочется еще
чего-то. Мне
сложно
судить,
пришли ли
большинство
мужчин в ИР,
чтобы
заняться
фехтованием,
или начали
фехтовать,
только чтобы
соответствовать
реконструируемому
персонажу.
Судя по тому,
насколько
велик
процент
сражающихся,
скорее
первое. Если
столько
людей хотят
тренироваться,
собирать
комплект
доспехов и
оружия,
сражаться,
рискуя
получить
травмы, то
почему кого-то
удивляет, что
среди этих
людей есть
женщины?
Когда я
несколько
лет назад
пришла в клуб
«Наследие
Предков», то
на вопрос: «А
зачем тебе
это?»
ответила
фразой
Портоса: «Я
дерусь…
просто
потому, что
дерусь».
Нравится. Не
понимаю,
какие еще
мотивировки
необходимы.
Почему
занимающуюся
историческим
фехтованием
женщину
автоматически
начинают
подозревать
в
неженственности,
непривлекательности,
психической
неполноценности?
Почему есть
деление на
женщин,
занимающихся
спортивным
фехтованием
на рапирах,
саблях – и
мечах? Первым
можно, а
вторым
почему-то нет?
Да, одно дело
говорить о
необходимости
разделения
полов на
соревнованиях,
турнирах и
чисто
спортивных
мероприятиях,
когда речь
идет не о
развлечении,
а выжимании
всего, на что
способен
организм. Но
речь то идет о
выездах, на
которых в
одном строю
чемпионы
сражаются с
новичками, а
тяжеловесы
под сотню с 60-ти
килограммовыми
бойцами! И
заметьте, что
сражаются
ради
обоюдного
удовольствия,
а не чтобы
проломить
противнику
череп. Мы же
реконструкторы
– так давайте
реконструировать
ситуацию,
когда в бою
рядом с вами
оказалась
женщина. Как
вы к этому
отнесетесь –
дело ваше,
будете
защищать ее
или нет,
уйдете
подальше или
останетесь
рядом.
Исторические
примеры
женщин,
выбравших
для себя,
пусть на
время,
профессию
воина,
имеются.
Огромное
спасибо сэру
Дэвиду, чьи
письма на
Тфорум я
привожу:
********************************************************************
736. David:
re: Женщины-рыцари?..
Разумеется,
женщина в
сражающейся
армии (и тем
более в
статусе
рыцаря) была
серьёзным
исключением
из правил, но…
ограничимся
пока cредневековой
Европой и по
возможности
рыцарством.
Чаще всего
женщины в cредние
века
оказывались
вовлечены в
боевые
действия,
если
осаждали их
города или
замки.
Нередко леди
были готовы
возглавить
оборону
замков в
отсутствие
своих мужей. В
нескольких
исключительных
случаях
женщины
возглавляли
атакующие
армии.
Также на
протяжение
веков были
женщины -
простые
солдаты или
матросы.
Поскольку
как правило,
такие
прецеденты
так или иначе
упоминались,
до нас дошло
немало имён.
Рыцарские
ордена
Существует
прецедент
чисто
военного
рыцарского
женского
ордена - орден
топорика (орден
боевого
топора) - orden de la Hacha в
Каталонии,
основанный
Раймундом
Беренжером,
графом
Барселоны в 1149
году в честь
женщин,
снявших
осаду арабов
с города
Тортоса.
Вероятно,
орден прожил
столько же,
сколько его
первые
рыцари.
Подробно об
этом
написано в
частности, в
книге по
ордену
Подвязки,
изданной в 1672
году.
Первым
религиозным
рыцарским
орденом, в
который
принимались
женщины в
ранге «милитисса»
стал орден
Славной
Святой Марии (The
Order of the Glorious Saint Mary),
основанный в
Италии в 1233
году
болонским
дворянином
Лодериго д'Андало
и
утверждённый
папой
Александром IV
в 1261 году. Орден
был
расформирован
папой
Сикстом V в 1558
году.
В орден
Сантьяго со
времени его
основания (1175
год)
принимали
женатых
рыцарей, и
вскоре были
созданы
отдельные
женские
подразделения
с женщинами
во главе. Этих
подразделений
к концу 13-го
века было
шесть. Одно
подобное
подразделение
было в ордене
Калатрава.
Женщин стали
принимать в
этой орден 1219
года (сам
орден
основан в 1158
году). Кроме
рыцарей, в
ордене
никого не
состояло.
В разных
языках
ордена
Госпитальеров
(Англия,
Франция,
Испания)
существовало
понятие
Сестёр
Госпиталя.
Сказать
можно лишь,
что в
Средиземноморье
Орден вёл
частые и
активные
боевые
действия,
захватывая и
удерживая
острова и
крепости.
С XV-го века
формальное
посвящение
женщин в
рыцари (тоже
назывались militissa)
происходило
в некоторых
невоенных
менее
известных
орденах (для
этого обряда
приглашали
рыцарей).
В тевтонском
ордене
женщины (жены
членов
ордена
низкого
ранга)
работали в
госпиталях и
не принимали
участия в
военной
деятельности
ордена.
В Ордене
Храма женщин,
насколько
мне известно,
не было.
С 1358 по 1488 год 68
женщин было
принято в
орден
Подвязки.
Некоторые
были
принцессами,
некоторые
женами
рыцарей,
некоторые ни
теми, ни
другими.
После 1488 года
прецедентов
не известно,
кроме
неаполитанской
поэтессы
Лауры Бацио
Террицина (принята
Эдуардом VI).
Также
женщины
принимались
в Орден
Дракона и
Орден св.
Антония в
Гино (Hainault).
В Ордене
Дракона леди,
совершившие
воинские
подвиги,
могли
представлять
свои гербы
так же, как и
все рыцари (то
есть не
ромбом, а
полным щитом).
Отдельные
персоналии.
О посвящении
Жанны д'Арк в
рыцари не
известно, но
её семья в
Домреми
получила
дворянство,
которое
передавалось
по женской
линии, а герб
был опять-таки
рыцарским и
связанным с
её подвигом (французскими
королевскими
цветами
корона на
мече между,
кажется,
лилий). Была
ли она в
родстве с
королевской
фамилией и
осталась ли
жива дольше,
чем считают,
не скажу.
В 1472 году был
прецедент
посвящения
женщины в
рыцари за
активное
участие в
снятии осады
с крепости в
Бургундии (ситуация
аналогичная
основанию
ордена
Топорика).
Из папской
переписки
известно, что
генуэзские
женщины
принимали
участие с
оружием в
руках в
крестовых
походах. И т.д. и т.п.
Привожу английский текст, стоящий в основном из имён:
11th Century
Aristocratic ladies who led troops in seige and battle included Emma Countess of
Norfolk, Matilda Countess of Tuscany (and her mother), Sichelgaita Princess of
Lombardy, Urraca Queen of Aragon, and Teresa of Portugal.
Matilda of Ramsbury (mistress of the Bishop of Salisbury) held the Bishop's
Castle in his absence.
12th Century
Aristocratic ladies who led troops in seige and battle included Alrude Countess
of Bertinoro, Eleanor of Castile, Queen Urraca of Aragon, Marguerite de Provence,
Florine of Denmark and Berengaria of Navarre, Queen Tamara of Georgia and the
Empress Maud (also known as Matilda, Empress of Germany, Countess of Anjou,
Domina Anglorum, Lady of the English, Matilda Augusta and Matilda the Good)
Maude de Valerie was a Welsh revolutionary.
Women took part in the Crusades in the armies of Emperor Conrad and William
Count of Poitiers in spite of a papal bull forbidding them to do so.
13th Century
Nicola de la Haye, daughter of the castellan of Lincoln defended the town
against several raids and was made sheriff of Lincolnshire in 1216.
Jeanne of Navarre led her army against that of the Count de Bar.
Ladies were admitted to the Chivalric Order of the Dragon, The Order of St
Anthony in Hainault and the Order of the Garter.
14th Century:
Isobel MacDuff Countess of Buchan, Jeanne de Danpierre Countess de Montfort (also
known as Jane, Countess of Montfort), Isabelle of England, Christian Lady Bruce,
Marjory Bruce, Mary Bruce, Phillipa of Hainault, Lady Agnes Randolph (also known
as Black Agnes), Agnes Hotot of Dudley, Adelaide Ponthiey, Jeanne de Belleville,
Margaret of Denmark
Ladies were admitted to the Chivalric Order of the Dragon, The Order of St
Anthony in Hainault and the Order of the Garter.
15th Century
Margaret of Denmark, Jacqueline of Bavaria (Countess of Holland, Hainault and
Zealand), Jehanne la Pucelle (better known as Joan of Arc), Isabella of Lorraine,
Maire o Ciaragain, Isabella I of Castile. The Bridport muster roll (a list of
ordinary citizens called up for a battle) of 1457 lists Alis Gare, Alis Hammel,
Sally Pens, "Condefer Wife" and Margaret Athyn, three of these women
brought their own weapons and armour with them.
Ladies were admitted to the Chivalric Order of the Dragon, The Order of St
Anthony in Hainault and the Order of the Garter.
16th Century
Graine Ni Maille (also known as Grace O'Malley) was an Irish pirate. A group of
350 girls defended fortifications in Paris. Ameliane du Puget led a troop of
women in Marseilles. Beatriz de Pardes and Marнa de Estrada fought with the Conquistadors in the New World. Lilliard led
the Scots into battle against the English. Isabella I of Castile led her army.
Marguerite Delaye and Captain Mary Ambree fought in battles.
Литература.
Большая часть информации взята со страниц
http://www.heraldica.org/topics/orders/wom-kn.htm и http://www.lothene.demon.co.uk/others/women.html , где далее идут ссылки на источники:
P.S.Lewis "Une devise de chevalerie inconnue, creee par un Compte de Foix?:
le Dragon" Annales du Midi, 76 (1964) 77-84
BR, MS Goethals 707, fo 33 vo (regulations concerning the device to be worn by
knights, squires and ladies of the Order of St Anthony), and fo 39 ff (names and
in some cases the arms of the knights, squires and ladies of the Order)
G.F.Beltz, "Memorials of the most noble Order of the Garter" (London,
1842), CCXXI-IV
"Chivalry" by Maurice Keen (Yale University Press, ISBN
0-3000-03360-5) p193
Edmund Fellowes, Knights of the Garter, 1939;
Ashmole, The Institution, Laws, and Ceremony of the Most Noble Order of the
Garter (1672), Ch. 3, sect. 3.
Geoff Cook - geoff.cook@btinternet.com
С уважением,
Дэвид, рыцарь
Горностая
14 Июня 2000 (15:17:54)
ИЛ
Асгарда и
уверенности
Годи
посвящается
Откликаясь
на пожелания,
шлю
обещанные
материалы (с
адреса http://www.lothene.demon.co.uk/others/womenvik.html
- там же
интересный
фрагмент Osberg Tapestry):
Фира (Thyra),
королева
Дании в
отсутствие
мужа
возглавляла
армию против
германцев,
вторгшихся в
Шлезвиг и
Ютланд. Около
890 года
построила
Данневерке (Danneverke),
стену, еще
долго
защищавшую
Данию с Юга.
Ательфлайд (Aethelflaed)
http://www.millersv.edu/~english/homepage/duncan/medfem/aeth.html ,
она же Lady of Mercia (?-918),
старшая дочь
Альберта
Великого (Английского)
возглавляла
войска,
сражавшиеся
с викингами
во время
правления ее
отца, с ее
именем
связывают
возведение
многих
укреплений.
Ее военные
таланты
немало
помогли ее
брату
Эдварду
Старшему в
управлении
королевством.
Лично
принимала
участие в
битвах.
Ольга в 945 году
предпринимает
карательный
поход против
древлян.
Русилла (Rusilla)
воюет со
своим братом
Трондом (Trond) за
королевства
Швеция и
Норвегия.
В битве при
Бравеллире (Bravellir)
между
королем
Харальдом
Военным
зубом (Harald War-tooth) и
его
племянником
Рингом (Ring) три
женщины -
Гетна (Hethna),
Висна (Visna) и
Вебьйорг (Vebiorg)
возглавляли
значительные
отряды (companies) на
стороне
датчан (по-моему,
трудно
представить,
чтобы женщин
не было в
составе этих
отрядов).
Среди
известных
викингов-пиратов
есть имя Села
(Sela).
Стикла (Stikla)
бежала из
дома «предпочтя
войны
замужеству».
Альвид (Alvid) тоже
бежала из
дома, чтобы
возглавить
банду
пиратов,
среди
которых были
и женщины, и
мужчины.
Гурит (Gurith), дочь
Альвид,
принимала
участие в
битве,
принимала
участие в
битве, чтобы
помочь
своему сыну
Харальду,
когда был
убит ее муж.
В истории
данов,
написанной
около 1200 года
Саксонцем
Грамматком (Saxo
Grammatikus) говорится: «Среди
данов
некоторое
время были
женщины,
которые
одевались,
чтобы
выглядеть
подобно
мужчинам, и
проводили
почти каждую
минуту,
упражняяся в
воинских
искусствах».
Хервор (Hervor),
живя в доме
своего деда,
учится
владеть
луком, щитом и
мечом. В
юности
одевается
как мужчина и
грабит людей.
Решив
отомстить за
смерть
своего отца,
она
присоединяется
к банде
викингов,
назвав себя
Гервард (Hervardr) и
проходит
сквозь
множество
военных
эпизодов,
прежде чем
выходит
замуж и
рожает детей.
В саге о
Хрольфе
Гаутрекссонар
(Gautrekssonar),
единственный
ребенок
короля
Эйрика (Eirikr)
Швеции из
Торнбьорга (Thornbjorg)
«проводит
девичество в
занятиях
воинскими
искусствами».
Отец
снабжает ее
землями и
людьми. Она
принимает
мужское имя
Торберг (Thorbergr) и
известна как
король (is known as a king).
Фрейдис
Эйриксдоттир
(Freidis Eiriksdottir)
участвует в
экспедиции в
Винланд, в
поздней
стадии
беременности
защищается
от
Скрелингов (Skraelings)мечом,
лично
убивает
несколько
человек в
дальнейшей
экспедиции,
как описано в
Саге об Эрике
Рыжем.
Ауд (Audr), мстя
своему
бывшему мужу
Торду (Thordr),
атакует его с
мечом «как
мужчина».
Тордис (Thordis) в Laxdaela Saga
мстит
Эйольфу (Eyjolfr) за
убийство ее
брата.
Археология:
1867 год, Сантон
Даунхэм (Santon Downham)
Норфолк,
Англия.
Могила
времен
викингов с
овальными
брошами и «напоминающим
меч
предметом».
Раскопки в
Гердрупе (Gerdrup),
Дания. Скелет
с needlecase (набор
иголок?) и
копьем.
Топоры и
наконечники
стрел в
женских
могилах в
Каупанге (Kaupang).
Источники:
"Women in the Viking Age" - Judith Jesch - Boydell Press - 0 85115 278
3 (основной источник)
"Maiden Warriors and Other Sons" - Carol J. Clover - Journal of
English and Germanic Philology (JEGP), 85 (1986):35-49.
"Hrolfs saga", "Groenlendinga Saga", "Laxdaela Saga"
http://sunsite.berkeley.edu/OMACL/Laxdaela/chapter70.html , "Gisla Saga", "Gesta Danorum",
"Eirik the Red's saga http://www.nlc-bnc.ca/north/nor-i/thule/017-6e.htm
"
Возможно, некоторые фонемы были переданы не вполне точно - да поправит меня Ауд. Некоторые
сложные
звуки
переданы
наиболее
близкими
средствами
простого
английского
алфавита. (d в Audr
и Thordr
перечеркнута
(глухая "тэта"),
ae - обычно
слитный
дифтонг, в Thordr и
Thordis особая
буква для "тэты"
(th),
напоминающая
перечеркнутую
P).
Продолжение (или
начало) в
треде 782, ныне
стр. 15
С уважением,
Дэвид, рыцарь
Горностая
********************************************************************
Так что,
будем и
дальше
говорить, что
это
неисторично?
Что
касается
обвинений в
неестественности,
неженственности
и пр., прошу
обратить
внимание, что
про
большинство
упомянутых
женщин было
сказано, что
их профессия
и образ жизни
не помешали
им выйти
замуж и
завести
детей. Кстати,
все
занимающиеся
историческим
фехтованием
женщины,
которых я
знаю, замужем.
И дети у
желающих
имеются.
Самые
серьезные
возражения
это вопросы
травм и
здоровья. Еще
раз
повторюсь,
что на
выездах типа
Альтинга и
Тоже Битвы
существуют
правила и
ограничения,
призванные
свести
вероятность
получения
травм
практически
до нуля. Что
касается
сравнительной
тяжести
последствий
для женщин и
мужчин при
одинаковом
повреждении,
то
однозначного
ответа нет.
Уязвимые
места есть у
всех. Более
того, обращаю
внимание, что
трагедия не
становится
ни меньше, ни
больше от
пола,
возраста и
наличия
потомства.
На самом
деле
комплект
стеганка –
кольчуга –
бригантина
полностью
защищает
корпус
женщины
от
повреждений.
Лично я
использую
еще и
пластиковую
кирасу,
аналог
ракушки, для
дополнительной
защиты груди
и живота от
рубящих и
колющих
ударов. Этот
комплект
позволял мне
выдерживать
удары
известного в
реконструкторских
кругах Д.
Барташова,
причем на мне
не было даже
синяков.
Оставшиеся
части тела (голова
и конечности)
имеют
одинаковые с
мужскими
прочность.
Поэтому
говорить о
хрупкости
женщин мне
кажется
преувеличением.
Что касается
вреда для
здоровья
женского
организма
постоянных
тренировок в
доспехах, то
мне остается
сослаться на
печальный
опыт всех без
исключения
спортсменов.
Все большие
нагрузки и
серьезные
тренировки
отрицательно
сказываются
на здоровье и
сроке жизни.
Женщины же
здесь не в
худшей, а в
лучшей
ситуации,
поскольку
тем, кто не
участвует в
турнирах, а
просто хочет
фехтовать
ради
удовольствия,
нет
необходимости
систематически
работать на
износ, в
отличие от
спортсменов.
Но
это все были
вопросы
второстепенные
по сравнению
с вопросом
справедливости
каких бы то ни
было
запретов. Все
проведенные
мероприятия
отличались
сотрудничеством
всех
участвующих
лиц на
добровольной
основе.
Впервые от
этого
принципа
отказались
на Тоже Битве
2001 года.
Дискриминация
по половому
признаку
несправедлива
вне
зависимости
от личных
вкусов и
восприятия
женщины с
мечом. Забота
о здоровье и
женственности
не должна
быть
навязчивой и
насильной. Вы
сражаетесь
ради своего
удовольствия,
так
справедливо
ли
отказывать в
этом другим?
Что мы
выберем,
сложившуюся
традицию или
справедливость?