Злобные зарисовки. Часть 1

 

Элитарные игры – зло или необходимость?

 

С каждым годом увеличивается число проводящихся на местности ролевых игр. С каждым годом все больше выбор, появляются новые способы усложнить, улучшить, обновить привычные игры. Ставятся эксперименты, проверяются гипотезы, создаются концепции. Растет число мастерских групп со своими традициями проведения игр. Игротехника развивается, обзаводится собственными правилами и методами. Все шире диапазон литературы, служащей основой для создания мира игры – от исторических исследований и романов до самой причудливой научной фантастики.

Казалось бы, вот оно, раздолье для игрока. Выбирай, пробуй свои силы, разгадывай загадки и ищи ответы на вопросы, поставленные мастерами. Но возникает ограничение – не на всякую игру и роль можно попасть. Дело не только в том, что интересная игра проводится за две тысячи км от дома, не только в необходимом для поездки времени. Просто игроки на некоторые игры набираются по определенным принципам. Скажем, создается игра для натуральных брюнетов, и хоть парик одевай, хоть перекрашивайся – ничего не поможет. Конечно, такой критерий отбора утрирован и в реальности пока не встречается, однако зачатки такого подхода уже видны. В эльфы просят записываться симпатичных людей без бород и очков, желательно некурящих. От исполнителей ролей ключевых персонажей просят некоего ясно различимого сходства (хорошо хоть не портретного). И т.д. Где-то на интересную игру приглашаются только друзья и знакомые мастерской группы, при этом место и время проведения держится в строжайшей тайне, чтобы посторонние не нарушили ожидаемого действия.

Конечно, такие запреты не могут не вызвать отрицательную реакцию. И в самом деле, почему Максим может поехать эльфом, а Валера не может? У Максима бороды нет, но Валера знает наизусть все 12 томов, пишет рунами и вообще имеет столько же прав на эту роль. Виноват ли человек, не обладающий хорошим здоровьем, в своем недостатке? Почему кого-то лишают возможности осуществить свои мечты, сыграв, скажем, Галадриэль? Почему где-то вводятся чрезмерные для многих требования к физической форме и спортивной подготовке? Что это, борьба за "чистоту  расы"? А что делать тем, кто не подходит, кто имеет хронические заболевания и травмы, не позволяющие совершать многокилометровые переходы и носить тяжести? Почему их лишают "законного куска удовольствия"?

Можно обвинить в несправедливости всех мастеров элитарных игр. Но справедливо ли это обвинение?

Попробуем взглянуть на проблему с другой стороны. Ролевые игры не являются коммерческим проектом. Мастера тратят на реализацию своего замысла время, деньги, творческую энергию. Ради чего? Это их хобби. Взносы игроков обычно покрывают лишь часть расходов на организацию мероприятия, доставки вещей и реквизита, оплаты полигонной команды. Мастера создают процесс игры, который должен приносить удовольствие и им, и всем участникам. Организуют его так, как считают нужным, подбирая соответствующие команды, роли, полигон и пр. Часть игр проводится в пещерах, часть – на озерах. Часть игр проводится для всех желающих, часть – для узких групп. И, с точки зрения мастеров, это правильно – система, рассчитанная на пятьдесят человек, умрет, если в ней начнут участвовать двести. Какими бы хорошими игроками  они не были. Если у игрока есть право играть ту роль, которую ему хочется (колхоз дело добровольное, никого не заставляют), то у мастера – не пускать тех игроков, которых он у себя видеть не хочет. Не важно, причина в неизвестности, дурной славе, бороде или недостатках характера.

Мастера игроков на свою игру зовут, и никому ничем не обязаны. Точно так же, как и руководители спортивных секций не обязаны брать тех, кто не отвечает их требованиям. Если мы соглашаемся, что в горы не стоит ходить без снаряжения и хорошей подготовки, то почему мы возмущаемся, когда говорят, что на игру вроде Сильмариллиона-экстрима следует ехать с соответствующим костюмом и с опытом пеших переходов? Чем игроки хуже альпинистов? Все ли возьмутся ли играть в шахматы с гроссмейстерами? Почему априори считается, что мастера обязаны рассчитывать игры на глупых, бедных, слабых, больных и некрасивых? Это не борьба за равенство, не борьба за справедливость. Это худший вариант уравниловки.

Игры нужны разные. И большие, союзного значения, как ХИ, на которые приезжают все желающие. И маленькие, на двадцать-тридцать игроков. И стандартные, с королями, магами и чипоболом, и нестандартные, с прекрасными эльфами и парализаторами. Игры, строящиеся на действиях (в том числе и военных) и игры, строящиеся на игре ума. Мистерии, где главным является "вживание". Всему, что пользуется спросом, есть место. Мы вправе выбирать, но не вправе требовать "Сделайте нам красиво". Даже если речь идет об игре, на которую вы мечтали попасть с детства. Никто нам ничем не обязан. Конечно, обидно получать отказ исключительно из-за отсутствия нужных знакомств. Обидно сознавать свою ограниченность или невозможность соответствовать чьему-то высокому уровню. Однако большая часть возникающих сомнений может быть разрешена – с помощью личной переписки, собеседований. Игрок обычно имеет время подготовиться получше, прочитать дополнительную литературу, сшить соответствующий костюм, получить нужный навык, пойти в секцию. Но если даже несмотря на все усилия получен отказ (по причине несоответствия или из-за того, что количество игроков достигло предельно допустимого для игры), не стоит обвинять мир в несправедливости.

Конституция нашего государства гарантирует наше право на труд и бесплатную медицину, а также еще ряд основополагающих социальных благ. Всего остального мы добиваемся сами. В конце концов, подходящую игру с желанной ролью можно создать самому. Это лучше и достойнее, чем пытаться вырвать "кусок удовольствия" у того, кому он подарен.

 

Назад, на "Песни и пляски"


Hosted by uCoz